Почему по Киеву до сих пор на свободе ходят люди, которые помогали режиму Януковича воровать у страны и народа миллиарды? Видимо потому, что потом они помогали воровать миллиарды уже новой власти. К такому выводу, поневоле, нас приводит история «чудесного спасения» от уголовной ответственности бывшего замглавы НБУ Бориса Приходько. Человека, который непосредственно участвовал в банковских аферах 2014 года, следствием чего стало падение гривны и экономики страны, проходил обвиняемым по делу о фактическом хищении 2 миллиардов, и долгие годя являлся доверенным лицом и компаньоном «донецких семей».
«Охотники на лис»
Бориса Викторовича Приходько иногда путают с его тезкой Борисом Григорьевичем Приходько — бывшим главой правления «Государственной продовольственно-зерновой корпорации Украины. Тем более, что Борис Викторович тоже имеет какое-то отношение к аграрному бизнесу — ведь он обвиняется в хищении денег ОАО «Аграрный фонд». Но этим их сходство и ограничивается. Наш герой родился 23 января 1973 года в поселке Лосиновка Нежинского района Черниговской области. О своем детстве и юности Борис Приходько упорно не желает рассказывать, и даже в своей биографии скрывает день и месяц рождения, кто его родители, где и с кем учился, с помощью кого вышел в люди. Но зато в 2013 году, гордясь за своих бывших учеников, немного света на далекое прошлое замглавы Нацбанка пролил бывший руководитель кружка связистов Станции юных техников городка Носовка (Черниговская область). Именно под его руководством в 80-х годах активно занимался радиосвязью и «охотой на лис» школьник Боря Приходько. Причем, не просто занимался, но и побеждал в республиканских соревнованиях. Однажды его фото даже напечатали в газете «Радянська освіта» (№38, 1988 год).
Но дело не только в том, что в СССР спортивные состязания «Охота на лис», представляющие собою любительское пеленгование спрятанных радиостанций, устраивались под патронажем КГБ – а победители этих состязаний привлекали внимание спецслужб как потенциальные молодые кадры. Интересно, что вместе с Борисом Приходько в ту же Носовскую СТЮ, в тот же кружок радиолюбителей, ходил его ровесник Валерий Давиденко — будущий владелец СП «Агродом», компаньон Бориса Приходько и Юрия Колобова по «Терра-банку», замминистра агрополитики Украины (2013-2014), ныне – депутат Верховной Рады, член фракции «Блок Петра Порошенко». Который недавно прославился тем, что купил себе новые швейцарские часы «Audemars Piguet» за 286 тысяч гривен .
Их пути после школы ненадолго разошлись. Борис Приходько в 1993 году поступил на работу в Агропромбанк «Украина» — тот самый скандальный банк, через который в 90-е «пилили» миллиарды, в котором работал будущий президент Виктор Ющенко. Еще раз повторим, что своё прошлое Приходько скрывает просто до неприличия, даже не указывая в биографии, служил ли он в армии, какой вуз окончил и где именно начинал свою карьеру банкира. По обрывчатой информации источников SKELET-info , его первое место службы было не в киевском офисе «Украины», а в одном из его филиалов в Черниговской области. Кем туда вначале приняли 20-летнего парня (в лучшем случае студента-третьекурсника), можно лишь догадываться, но без чьей-то протекции тут явно не обошлось. В «Украине» Приходько проработал до 2001 года, вплоть до ликвидации банка, постепенно поднимаясь по служебной лестнице и перебравшись уже в столицу, где он обзавелся своей первой киевской квартирой в высотке по адресу Приречная 37. После того как банк «Украина» со скандалом приказал долго жить, Борис Приходько перевелся на работу в киевский банк «Крещатик», где проработал до 2003 года.
А вот его друга детства судьба помотала. Судя по биографии Валерия Давиденко, в 90-е он брался за все подряд: был директором агропредприятия, инженером в ООО «Украинский дом связи», в «нулевых» стал страховым менеджером. В общем, то ли дела у него шли неважно, то ли он просто не захотел признаваться, чем занимался на самом деле. Но судя по тому, что в Черниговской области у него остались очень широкие связи, в том числе среди коррупционеров, теневого бизнеса и хозяев местных «титушек», то есть большие сомнения насчет того, что в молодости Давиденко был простым инженером и страховым агентом. Кстати, в 2016 году Давиденко назвали куратором партии «Наш Край» в Черниговской области, а данный политический проект Банковой, созданный в противовес «Оппоблоку», опирается на самые коррумпированные и даже полукриминальные местные элиты.
Дела у наших «охотников на лис» резко пошли в гору с 2003 года. Борис Приходько тогда перевелся в «Ощадбанк», где он быстро сблизился с его директором казначейства Юрием Колобовым . За Колобовым уже тогда стояло очень много влиятельных лиц: мама и сын Арбузовы, Сергей Тигипко , Артемий Ершов и Сергей Левочкин . И вот в «Ощадбанке» Борис Приходько стремительно сблизился с Юрием Колобовым — так, что когда Колобова в 2008-м выжили из кресла директора казначейства банка, он передал его Приходько как своему приемнику. И Приходько потом работал на этой должности до 2012 года, перейдя потом в Нацбанк Украины (НБУ) на должность первого заместителя председателя. Напомним, что председателем НБУ тогда был Сергей Арбузов (а после него его доверенный человек Игорь Соркин), а пристроил Приходько в НБУ всё тот же Юрий Колобов, который тогда занимал пост министра финансов. И это уже не говоря о том, что троица Колобов-Арбузов-Приходько входила в ближний круг деловых связей Юрия Иванющенко (Юры Еникиевского).
Но разве мог Борис Приходько забыть о своем друге детства и товарище по радиоклубу?! И вот в 2004 году мытарства Валерия Давиденко закончились, потому что он учредил крупную агрофирму СП «Агродом» и заделался черниговским агробароном. Но вопрос о том, откуда бывший инженер и страховой менеджер взял многомиллионную сумму для создания «Агродома» (только его уставной фонд составляет полтора миллиона гривен), для скупки и поглощения других агропредприятий, для аренды земли и техники, никто никогда не поднимал. Может быть, он выиграл в лотерею, как нынешний генпрокурор Юрий Луценко ? Или же ему помог с льготными кредитами казенными деньгами «Ощадбанка» его друг Борис Приходько?
Давиденко счастливо выращивал подсолнечник и кукурузу до весны 2013 года, а потом переписал «Агродом» и другие свои фирмы на свою маму Давиденко Валентину Николаевну и, при помощи Бориса Приходько и Юрия Колобова, сел в кресло замминистра агрополитики Украины. Став вскоре фигурантом международного скандала о китайском кредите (3 миллиарда долларов, за которые так и не расплатились), а также менее известного дела о создании собственного таможенного терминала в городе Козелец Черниговской области. Разумеется, что всё это Давиденко проворачивал не один, а как член большой команды, создававшей свои схемы с благословения и под «крышей» Юрия Иванющенко. Причем, журналисты подчеркнуто выделяли Давиденко, называя его «доверенным усердным исполнителем приказов Иванющенко». Что ж, сейчас он готов столь же усердно выполнять приказы «семьи» нынешнего президента, если та пристроит его на какую-то должность!
Схемы друзей-банкиров
Но Бориса Приходько, Валерия Давиденко и Юрия Колобова связывало еще кое-что: в 2007 году, уже будучи друзьями и компаньонами, они приобрели по дешевке (за долги) банк «Инвест-Кредит», переименованный ими в «Терра-Банк». Это выглядело вообще как-то подозрительно: ладно уж Давиденко был «независимым бизнесменом», но ведь Приходько и Колобов тогда рулили казначейством государственного «Ощадбанка», и у соответствующих органов должен был возникнуть к ним вопрос о том, за какие именно шиши они обзавелись собственным банком? Но этого вопроса не возникло, так как власть в стране тогда более чем наполовину принадлежала «антикризисной коалиции» и правительству Януковича- Азарова . Впрочем, когда власть вскоре сменилась, то об этом тоже никто не вспомнил. Зато мало чем примечательный ранее банк вдруг стал стремительно наращивать капитал путем дополнительной эмиссии акций (их начала постепенно скупать ЗАО «Украинская страховая группа»), а также за счет привлечение бюджетных средств государственных программ – например, ипотечной. И раздавать привлеченные деньги в виде кредитов нескольким фирмам.
Кредиты эти фирмы так и не вернули, но всё списали на кризис. В 2010-м году новые собственники банка (через «Украинскую страховую группу» ими стали Вадим Копылов и Кирилл Шевченко) даже якобы обнародовали список должников, однако ни одного конкретного имени в СМИ так и не появилось. Было понятно, что Копылов и Шевченко вряд ли являлись лохами, купившими банк с безнадежными долгами. Во-первых, они особо и не паниковали, и спокойно отнеслись к наличию у приобретенного банка старых долгов. А во-вторых, они являлись опытнейшими финансистами: Копылов ранее работал в правительстве и возглавлял «Нафтогаз», а Шевченко 10 лет проработал в банке «Финансы и Кредит» (с 2014 года он возглавляет «Укргазбанк»). К тому же был еще один интересный нюанс: в декабре 2006 года Шевченко был назначен «коалицией» председателем правления Государственного ипотечного учреждения, а вскоре после этого Колобов с Приходько приобрели «Терра-Банк» и сделали его участником ипотечной программы. Копылов же тогда был заместителем министра финансов Николая Азарова (заодно являвшегося первым вице-премьером), а также его близким другом и участником многих совместных коррупционных проектов. Поэтому становилось совершенно очевидно, что троица Колобов-Приходько-Давиденко и дуэт Шевченко-Колов являются участниками одной схемы, возможно и не одной, осуществлявшейся под прикрытием высокопоставленных лиц «антикризисной коалиции» и правительства Януковича-Азарова. Но до сих пор делишки «Терра-Банка» в 2007-2009 г.г. почему-то не заинтересовали ни следователей, ни журналистов.
Молчат пока что СМИ и о подробностях деятельности Бориса Приходько на посту первого заместителя главы Нацбанка. Между тем, по данным SKELET-info , само его назначение было весьма любопытным. Итак, в конце 2012 года глава НБУ Сергей Арбузов засобирался в вице-премьеры, и начал подбирать себе замену. Своим преемником он сделал Игоря Соркина , более 15 лет прослужившего в Донецком управлении НБУ, являвшегося доверенным и надежным «кассиром» донецких «семей». А вот первым заместителем главы НБУ Арбузов назначил Бориса Приходько. Сообщалось, что его кандидатуру лично лоббировал Юрий Колобов – а ведь очень многие кланы и «семьи» хотели пристроить в руководство НБУ своих людей, так что конкуренция за место была бешеная. Кстати, тогда же Колобов был назначен министром финансов Украины. Так что Приходько стал членом команды, подмявшей под себя финансы Украины: Колобов и Арбузов в правительстве, а Приходько и Соркин в НБУ. И явно не за свои таланты, а за готовность усердно работать по схемам Арбузова и Колобова – поэтому Борис Приходько непосредственно причастен ко всем их махинациям и аферам, включая операции с облигациями.
Почему всё это не расследовала Генпрокуратура? Может быть потому, что в аферах с облигациями в качестве посредника участвовала финансовая группа Investment Capital Ukraine (ICU) Валерии Гонтаревой – будущей главы Нацбанка и любимицы Петра Порошенко?
Приходько и Соркина рука закона попыталась ухватить за ягодицы только за самый последний эпизод их бурной совместной деятельности: скандальное дело о махинациях со средствами Аграрного фонда. Попыталась, потому что в итоге Соркин просто сбежал из Украины, а Приходько ловко выпутался. Итак, с начала февраля 2014 года «донецкие» начали активно паковать чемоданы, причем золотом и долларами. Кто обналичивал или выводил свои «кровно заработанные», а кто торопился в последний раз «хапнуть по-крупному». Практически все эти схемы поворачивались через НБУ, Минфин, государственные и частные банки, государственные структуры и фонды. В способах банальной кражи и вывода за границу денежных средств за основу были взяты схемы 2008-2009 г.г., по которым тогда банки «обули» государство и вкладчиков на десятки миллиардов гривен, заодно обрушив национальную валюту. Банки, близкие к «семьям» Януковича и Иванющенко, начали получать рефинансирование и красть деньги вкладчиков, меняя их на доллары и выводя за границу, уже с декабря 2013 года. При этом Борис Приходько был не просто в курсе, он непосредственно во всем этом участвовал.
Одним из «пылесосов», через который собирали (просто крали) деньги отовсюду, был тогда «БрокБизнесБанк», который незадолго до того Сергей Курченко купил у братьев Буряков. И этот банк начал лихорадочно брать кредиты где только можно, явно не собираясь их возвращать. Руководству НБУ (Соркин, Приходько) это было хорошо известно, но, тем не менее, в феврале 2014-го они выделили «БрокБизнесБанку» кредит в сумме 2,069 миллиарда гривен. На эти деньги банк купил у Агарного фонда облигации: сделку разрешило Минагрополитики (в этом участвовал Валерий Давиденко), а посредников ней выступила ICU Гонтаревой. Затем Аграрный фонд, с позволения же Минагрополитики, разместил эти 2,069 миллиарда гривен на депозите в том же «БрокБизнесБанке» — а банк их попросту стырил, раздав в виде кредитов своим подставным фирмам.
И вот «революция достоинства» свершилась. Ноги сделали Соркин, Арбузов, Курченко и еще очень многие «донецкие», унося с собою украденные миллиарды. Но их друзья, компаньоны и подельники остались. На своей должности до середины марта 2014-го оставался Валерий Давиденко. И еще несколько месяцев никто не спешил ни увольнять, ни привлекать к ответственности Бориса Приходько – его лишь понизили из первых в обычные заместители главы НБУ, которым после сбежавшего Соркина стал Степан Кубив . И вот что любопытно: Кубив тут же продолжил практику раздачи банкам стабилизационных кредитов и рефинансирования, хотя даже невооруженным глазом было видно, что эти деньги разворовываются и выводятся — причем, теперь уже не «донецкими», а олигархами Майдана. И если при Игоре Соркине НБУ подарил банкам 24 миллиарда гривен, то Степан Кубив за три месяца раздал 61 миллиард: из них 11,7 миллиарда «Приватбанку» и 10,9 миллиардов банкам Олега Бахматюка . Неудивительно, что курс гривны с 9,3 (конец февраля 2014) опустился до 14 (июнь 2014). Впрочем, потом НБУ возглавила Валерия Гонтарева, которая за несколько месяцев раздала банкам еще свыше ста миллиардов! Итог – гривна рухнула до нынешнего курса 25-26.
А Борис Приходько продолжал работать в НБУ – возможно потому, что давал Кубиву, а потом Гонтаревой советы, как лучше устраивать эти аферы с рефинансированием, которые обрушили и экономику Украины, и уровень жизни украинцев. И лишь в конце июля 2014 года Генпрокуратура задержала Приходько по делу о фактической краже 2,069 миллиарда гривен, которые Аграрный фонд разместил в «БрокБизнесБанке». 1 августа Приходько был арестован, а суд объявил размер залога, по которому он мог выйти на свободу – 200 миллионов гривен, сумма неслыханная в истории украинского правосудия! Но из НБУ его уволили лишь 22 октября, да и то лишь по списку люстрации, как «пособника режима», а не обвиняемого в колоссальных хищениях.
Но вот проходят внеочередные парламентские выборы, Валерий Давиденко получаем мандат и вскоре присоединяется к команде Петра Порошенко, и 10 декабря 2014 года его друга Бориса Приходько совершенно тихо, чуть ли не тайком выпускают на свободу, даже не взяв с него залога. Потом вдруг оказалось, что и обвинений ему как бы больше не предъявляют, хотя и о его невиновности Генпрокуратура тоже не сообщала.
Взбодрившийся таким исходом дела Борис Приходько даже пошел ва-банк и, набравшись наглости, решил попробовать восстановиться в Нацбанке, для чего подал иск на отмену свой люстрации. Этот иск был удовлетворен 28 января 2016 года Окружным административным судом Киева. Правда, освобождать для него уже занятое другими место в руководстве НБУ никто не собирался, поэтому Нацбанк подал апелляцию на решение Окружного суда. Но 2 марта 2016 года Апелляционный суд Киева остановил рассмотрение апелляции, фактически оставив в силе решение о «чистоте» Бориса Приходько перед законом, народом и совестью. Фактически это давало ему все основания не только восстановиться в должности, но и потребовать компенсацию за незаконное увольнение. Но, видимо, покровители Приходько посоветовали ему особо не «борзеть», а довольствовать своим всепрощением. Вот так еще один оператор коррупционных схем «донецких» ушел от заслуженной ответственности, что называется, весело насвистывая.
Источник: skelet-info
Свежие комментарии